Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились. Однако воздушная атмосфера школ может препятствовать учебному процессу и снижать успеваемость. В зоне повышенного риска находятся дети, склонные к астме, аллергическим и респираторным заболеваниям. Дети и подростки, чувствительные к загрязнению микроклимата, могут болезненно реагировать на различные компоненты присутствующие в помещении, что порой приводит к пропускам школьных занятий ввиду плохого самочувствия.

Вышесказанное относится не только к ученикам, но и к педагогам. Конечно, организм детей более чувствителен к влиянию вредных компонентов воздуха, но и здоровье учителей может ухудшиться под влиянием неблагоприятного микроклимата. Сниженная производительность педагогов и их уход на больничный также негативно сказываются на учебном процессе. Проведенные исследования показывают, что плохое качество атмосферы школьных помещений может напрямую снижать способности ученика к концентрации, запоминанию, рассуждениям, вычислениям и другим видам умственной активности.

Низкое качество воздуха в школе

Состояние воздуха в учебных заведениях

Несмотря на технологический прогресс, многие школы развитых стран испытывают серьезные сложности с качеством воздушной среды:

  1. плохая вентиляция;
  2. отсутствие контроля над влажностью;
  3. вредные химические соединения;
  4. опасные биологические объекты (вирусы, бактерии, пыльца, споры грибов, выделения домашних животных);
  5. механическая взвесь в окружающей атмосфере.

Так как школа является местом скопления людей, то в эпидемиологически неблагоприятные периоды года они могут становиться источником инфицирования гриппом и ОРВИ.

Причины низкого качества воздуха

Качество воздушной среды внутри любого помещения состоит из нескольких составляющих:

  • загрязняющих веществ химической, биологической и механической природы;
  • уровеня кислорода;
  • концентрации углекислого газа;
  • температуры и влажности, определяющих комфортность среды внутри помещений.

Многие эти факторы взаимосвязаны. Например, повышенная влажность может способствовать усилению размножения микроскопических грибов и попаданию в атмосферу школьных помещений их спор, что нежелательно. Суточные перепады температуры могут приводить к образованию конденсата на поверхностях, что также может стимулировать рост плесени. Концентрация кислорода обычно обратно пропорциональна содержанию углекислоты. В ходе проветривания при поступлении свежего наружного воздуха происходит увеличение концентрации кислорода и снижение содержания углекислоты, что благотворно сказывается на атмосфере учебных комнатах.

Причины, ведущие снижение качества микроклимата в учебных помещениях, включают:

  1. плохой контроль над температурой и влажностью;
  2. неправильное применение моющих материалов при уборке помещений;
  3. складирование вредных химических соединений, например, расходных материалов для занятий по химии и рисованию
  4. отсутствие адекватной вентиляции;
  5. неправильное использование средств борьбы с насекомыми и грызунами.
  6. загрязненность атмосферного воздуха в районе школы, обусловленная воздействием автомобильного транспорта и промышленных предприятий.

Во избежание вышеперечисленных проблем конструкция школы должна обеспечивать адекватной приток свежего очищенного наружного воздуха, а также поддержание благоприятного режима температуры и влажности внутри помещений.

Последствия неблагоприятного воздушного окружения в учебных комнатах

Статистические наблюдения за состоянием микроклимата школ развитых стран показывают, что существенная часть учебных заведений характеризуется неблагоприятной воздушной средой. Наиболее частой проблемой является недостаточная вентиляция помещений. Научные исследования показали наличие достоверной связи между параметрами воздуха внутри учебных заведений и самочувствием учащихся, их успеваемостью, количеством пропусков занятий по причине недомогания.

Статистика показывает, что большинство пропусков школы обусловлено респираторными и аллергическими проблемами учеников, вызванными неблагоприятным воздушным окружением.

Как улучшить воздух в школах

Улучшение воздуха в учебных заведениях основано на устранении причин, приводящих к снижению качества атмосферной среды, а также на ликвидации последствий этих причин. Необходимо удаление из микроклимата загрязняющих компонентов, а также устранение причин, приводящих к проникновению опасных соединений:

  1. Контроль над источником. Удаление источников загрязнения из школьного пространства. При наличии значительного атмосферного загрязнения снаружи желательна герметизация здания и организация специальной вентиляции, обеспечивающей фильтрацию поступающего наружного воздуха. Необходима организация строгого контроля за различными потенциально опасными материалами, хранящимися в помещениях школы (клеи, краски, хозяйственные материалы, химические реагенты для занятий и т. д.). Важно провести разъяснительную работу с учениками и учителями, указать на недопустимость приноса в школу потенциально опасных веществ, которые могут загрязнить в воздушную среду. При организации зооуголков необходимо соблюдать все меры предосторожности, обеспечить адекватную уборку и вентиляцию таких участков. Следует правильно подходить к уборке, использовать средства, имеющие минимальные последствия для воздушной среды.
  2. Вентиляция. По возможности следует обеспечить установку адекватных вентиляционных систем, обеспечивающих постоянный приток свежего очищенного воздуха комфортной температуры. Помимо поддержания нужного уровня температуры важно обеспечение адекватной влажности, если этот показатель превышает 65%, то может развиться плесень.
  3. Очистка внутреннего воздуха. По возможности следует обеспечить установку очистителей воздуха. Многократно прогоняя через себя воздух внутри помещений, они очищают его от вредных примесей.

Хорошим способом улучшения атмосферы в учебных комнатах может быть использование приточной вентиляции на основе бризера Tion О2. Этот прибор обеспечит приток в учебные комнаты свежего и очищенного от вредных примесей воздуха, нагретого до нужной температуры. Это обогатит атмосферу классной комнаты кислородом, весьма важного для умственной деятельности учеников, а также снизит содержание углекислоты. Использование бризера позволяет держать окна закрытыми, что даст возможность избавиться от внешних шумов, мешающих образовательному процессу.

Очиститель-обеззараживатель Tion Clever может работать в паре с бризером, он служит для удаления всех видов вредных компонентов из воздушной среды. Уникальная технология инактивации (обеззараживания) вирусов и бактерий позволяет улучшить эпидемиологическую обстановку в учебном заведении в неблагоприятные периоды года.